«Здесь покоится Бобби. Пусть его верность и преданность служат примером для всех нас».
Это надпись на могиле Эдинбургского скай-терьера, который был похоронен жителями города 150 лет назад.
На следующий год после смерти пса, те же горожане установили ему памятник, и по сей день являющийся одной из главных достопримечательностей шотландской столицы.
Это памятник не только собаке, хранившей верность своему хозяину целых 14 лет после его смерти, это памятник преданности, любви и дружбе — самым главным человеческим ценностям, которым людей иногда учат собаки.
История Бобби тронула сердца миллионов во всем мире, когда была экранизирована студией Диснея в 1961 году, хотя сам пес и его хозяин жили на сто лет раньше.
Согласно книжке Элеонор Аткинсон, вышедшей в 1912 году, Бобби был собакой ночного дозорного по имени Джон Грей. Оба, хозяин и его пес, честно несли свою службу на темных улицах Эдинбурга. Они были неразлучны. И даже когда Джон Грей скончался от чахотки и его похоронили на старом кладбище рядом с церковью Серых Монахов Greyfriars Kirk, Бобби знал, что его место — рядом с хозяином. Каждое утро он ждал открытия кладбищенских ворот, чтобы занять свой пост у могилы Джона Грея. Но собакам на кладбище вход был строго воспрещен. Бобби ничего не оставалось, как смиренно сидеть у ограды. Ежедневно, в час дня, когда с Эдинбургской крепости палила пушка, Бобби покидал своё место и спешил на ланч. Специально для него, хозяин ближнего кофе-шопа ровно к 13.00 выставлял миску с похлебкой. На это зрелище собирались посмотреть десятки зевак. Пушка стреляет — собака бежит к миске с едой, ест и возвращается обратно. Смотритель кладбища в конце концов не выдержал и открыл для Бобби ворота. В скором времени, о Бобби узнали все. Люди несли ему косточки, кусочки сахара, молоко. Каждый понимал, что собакой руководит нечто большее, чем инстинкт. В то время, власти города начали принимать меры по контролю за собаками. Каждый хозяин обязан был уплатить вновь введенный налог за содержание животного и купить ему специальный ошейник. Бездомные же псы и коты подвергались поимке. В то время никаких приютов для животных еще не было. Что с ними делали, не трудно догадаться. Бобби наверняка постигла бы та же участь. Но этого скай-терьера знали все. Он не принадлежал никому, но завоевал сердце каждого. Сам мэр Эдинбурга оплатил «собачий налог» и на собственные средства купил Бобби ошейник. «Бобби — не бездомный пес, он принадлежит жителям нашего города», — сказал он.
В 1872 году, через 14 лет несения своей службы, Бобби издох. Стоит ли удивляться тому, что его похоронили на том же кладбище, рядом с могилой его хозяина. «Здесь покоится Бобби. Пусть его верность и преданность служат примером для всех нас».
А через год бронзовый Бобби появился на постаменте недалеко от кладбищенских ворот и от паба, названного в его честь. На углу Свечного переулка и моста Джорджа Четвертого.
Кто-то когда-то придумал, что нужно на счастье потереть бронзовому Бобби нос. С тех пор, все туристы так и поступают. Не удивительно, что черная краска с носа совсем сошла.
В прошлую пятницу, 14 января, у памятника Бобби прошла торжественная церемония с участием учеников школы Хэриотт Колледж, расположенной неподалеку. Дети возложили цветы. Речь произнес региональный менеджер Британского Фонда Защиты Собак Джек Джонстон. Он сказал:
«Для нашего Фонда, как для крупнейшей в Объединенном Королевстве благотворительной организации по защите собак, большая честь присутствовать сегодня на этой церемонии и отдать дань уважения скай-терьеру Бобби, который символизирует всё, что собака может дать человеку не только, как животное, но и как член семьи. Наш Фонд был создан в 1891 году, 131 год назад и 19 лет после того, как был похоронен Бобби. Все эти долгие годы мы ведем работу по обеспечению благополучного будущего для собак, наподобие Бобби, которого не дали в обиду жители Эдинбурга, и будем продолжать наше дело и впредь».
А у Вас есть собака?